В очередной раз начинаю с того, что ранняя весна грозит ранним наступлением пожароопасного сезона. Но есть и положительный момент - отсутствие снега позволяет найти и оценить состояние старых дорог и просек на территории заповедника “Присурский”.
С 2013 года много дорог и просек уже расчищено. В год в среднем расчищаем по 10 км просек и дорог. Нужно ли это делать в заповеднике? Может быть лучше, чтобы все заросло? Мой ответ, не лучше.Дороги и просеки, во-первых, повышают защищенность заповедных участков от пожаров – вдоль них мы создаем минполосы для локализации пожаров; во-вторых, позволяют оперативно доставлять в разные точки заповедной территории средства тушения и пожарную команду, а также рейдовые группы для охраны заповедника; в-третьих, облегчают доставку исследователей с научным оборудованием. Наличие таких объектов крайне важно и для развития познавательного туризма.
Риск пожаров для заповедника “Присурский” посерьезнее угроз от незваных посетителей и браконьерства.
Приведу такие факты. Алатырский участок заповедника “Присурский” имеет размеры 8 км на 14 км. Его пересекают такие источники пожаров, как железная дорога (протяженность - 14 км), шоссе Аниш (14 км), линии электропередач (11 км). С участком непосредственно граничат село Атрать (протяженность границы – 7 км), сельхозугодья с возможными палами и зарастающими лесом полями, которые, как правило, никто не тушит при возгорании (16 км,) да еще газопровод вдоль границы заповедника (3 км). Поэтому так много внимания, сил и средств при ограниченном бюджете мы тратим на предупреждение и ликвидацию возгораний.
Оказавшись в “нерасчищенной” части заповедного леса чувствуешь себя первооткрывателем. Среди оврагов и буреломов, подроста в 10 м высотой неожиданно находишь скрытые овраги, старые колеи и минполосы, остатки пожарных водоемов или дамбы узкоколейных дорог. И начинаешь понимать: наши предшественники из Люльского лесничеств не были дураками. Есть чему у них поучиться в деле противопожарного обустройства, но сейчас не все можно восстановить.
Один из объектов нашего внимания 27 марта – участок Лоточной дороги, проходящей через заболоченные лесные кварталы Алатырского участка заповедника “Присурский”. Несмотря на то, что уже 30 лет дорога не используется и заросла после пожаров 2010 г., она достаточно четко просматривается на космоснимках, да и на лесоустроительных картах у нас числится.
Заросла дорога знатно! В летнее время ее не найти. Но давно хотелось понять, каково ее реальное состояние, и представить перспективу использования. Сейчас, когда лес еще не оделся листвой, за зиму полегли высокие заросли иван-чая, это сделать можно. В каком состоянии дорога сейчас, можно увидеть на фото. Что делать с такой дорогой – мы пока не решили.
Еще один объект нашего внимания - странная канава в 100 м от полосы железной дороги. Глубина канавы до 2 м, ширина 2-3 м, длина метров 60-80. Наткнулись на нее, когда решили оценить состояние некоторых просек. Происхождение этой канавы пока не ясно - то ли ручьями “прорезало” колею старой дороги, или здесь в яме жгли уголь? Непонятно.
Здесь же на просеке наткнулись и на рано проснувшуюся в этом году гадюку, мирно греющуюся под солнцем. По календарю - 27 марта, а термометры показали +16⁰С в лесу. Параллельно мы взяли пробы воды из ручьев и временных водоемов.
Кругом следы косуль, лосей, кабана. А вот медведь в этом году пока не попался ни по следам, ни живьем, ни в фотоловушки. С болотца, тянущегося вдоль расчищенной дороги, взлетает пара уток-крякв.
Вот ради этих и многих других обитателей мы и работаем.
Е.В. Осмелкин, директор заповедника “Присурский”