Предстоящая неделя объявлена нерабочей в связи с мерами по предупреждению распространения коронавируса.
А что это значит для работников отдела охраны заповедника “Присурский” и его руководства? На фоне стремительного развития пожароопасной ситуации из-за раннего схода снежного покрова и учащением сельхозпалов остается только усиливать меры контроля за территорией и ускорить подготовку к пожароопасному сезону.Не секрет, что многие воспользуются свободными днями, несмотря на предписываемые меры самоизоляции. Граждане захотят выбраться “на природу” в приграничные с заповедником места. Свидетельством тому карта России с “горящими” точками: вал огня-«термоточек» (а как известно, причина 80% пожаров - люди) идет к Чувашии с запада и юга. Поэтому мы усиливаем контроль, да и соответствующее письмо из Минприроды России поступило - меры пожарного контроля никто не отменяет.
27 марта директор заповедника “Присурский” Е.В. Осмелкин в очередной раз осмотрел территорию Алатырского участка, где риск возникновения пожара наиболее высок. Снега в лесу очень мало, на опушках и приграничных территориях - обилие сухой травы.
Состояние минполос по границе с железной дорогой хорошее, не зря провели опашку в сентябре, да и поезда пока еще проходят не так часто. Но где-то противопожарные минполосы и дороги надо чистить от упавших деревьев срочно, хотя придется ждать, пока немного подсохнет - дороги непроходимы. Такая же ситуация с дорогами и в пойме р.Сура, в охранной зоне заповедника “Присурский”.
И именно там поднялся дым. Сразу к нам пошли звонки – “...заповедник горит!?”. В окрестностях Атрати, если что-то подобное происходит – у всех мнение одно: горит заповедник. То ли ерничает народ, то ли реально беспокоится… Но хочется верить, что за много лет люди поняли, если кто и предпримет первым необходимые меры по разведке и тушению пожара – это заповедник “Присурский”. Как показывает практика, другие службы сначала будут названивать в заповедник: “Точно не вы горите?”, даже если дымит от границ заповедника за 10 км.
А дымило сильно.... Наземная разведка соседей из Алатырского лесничества показала, что горит на другой стороне Суры. Правда, уж сколько раз бывало так, лучше действовать в соответствии с народной мудростью - “доверяй, но проверяй”, иначе – себе дороже.
Добираться до поймы сложно и долго. Население беспокоится, да и нам волнительно. Еще прошедшей осенью расчистили просеки и создали минполосы, в том числе и для остановки огня, на случай, если горит в пойме Суры. Конечно, вода для тушения в пойме есть, но кто его знает, где огонь найдет лазейку?
«Лесохранитель» должен развеять сомнения! Благо, проблемы с Интернетом решены, с управлением этой системой видеообнаружения пожаров разобрались.
Но, как назло, в сектор обзора, если камера направлена на пойму, попадают мачты крепления, снижая видимость. Переходим на ручное управление: максимальный наезд камеры... и вот уже что-то можно рассмотреть. Визуально кажется, что горит на нашей стороне Суры, но будем доверять технике. Определяем координаты дыма, и убеждаемся, что горит на другой, левой стороне Суры в районе с. Междуречье.
Разработчики системы “Лесохранитель” подтвердили правильность наших действий. Параллельно проверяем данные в онлайн-режиме на fires.ru. Все точно, спутник отметил участок пала на левой стороне Суры. Отбой, заповедный лес в безопасности.
В итоге, в “боевом” режиме отработали действия операторов “Лесохранителя”, обменялись опытом. Оказалось, госинспектора Алатырского участка освоили отдельные функции “Лесохранителя” лучше меня. Главное, поняли, как точно определить локализацию очага возгорания.
Проверяющие признали, что заповедник “Присурский” хорошо подготовил пожарное хозяйство.Несмотря на это, продолжаем что-то доводить до ума. Наша гордость и надежда – БДТ – борона дисковая тракторная. За один проход и при щадящем режиме для трактора позволяет делать минполосу не менее 2,5 м шириной, в том числе и вдоль дорог. За предшествующие годы она поизносилась, но мы активно ее чинили, теперь БДТ готова к работе. Все мотопомпы работают, а в установке высокого давления удалось починить патрубок на смеситель со смачивателем. Благодаря чему эффективность смеси при тушении выше.
Приходится проявлять много смекалки, чтобы сохранить заповедник “Присурский” от огня. Печально, что на фоне многих совещаний разного уровня и проверок готовности ООПТ к пожароопасному сезону не происходит главного – снабжения заповедников необходимым пожарным оборудованием и техникой, повышением заработной платы работников, задействованных в противопожарных мероприятиях.
Вот и наша камера “Лесохранителя” - единственная на “боевом” дежурстве в данный момент из пяти, установленных в Чувашии.
Пожароопасный сезон не объявлен официально, но сезон пожаров уже наступил.
Е.В. Осмелкин, директор заповедника “Присурский”