По требованию заповедника «Присурский» Горьковская железная дорога взялась за наведение порядка

По требованию заповедника «Присурский» Горьковская железная дорога взялась за наведение порядка


Комиссия Казанского территориального управления Горьковской железной дороги (филиала ОАО «РЖД») приняла работы по приведению в эталонное санитарное состояние полосы отвода железной дороги, пересекающей заповедник «Присурский».





Территорию Алатырского участка заповедника «Присурский» с юга на север пересекает неэлектрифицированный участок Горьковской железной дороги. Особенностью данного отрезка длиной в 15 км является то, что перепад высот составляет здесь около 100 м, а рельеф участка осложнен оврагами, ручьями, болотами. При движении на подъем тепловозы перегруженных составов выбрасывают в воздух раскаленные частицы, поджигая прилегающую территорию. Огонь переходит на земли заповедника, где тушение затруднено условиями рельефа (видео).

По требованию заповедника «Присурский» Горьковская железная дорога взялась за наведение порядкаПо требованию заповедника «Присурский» Горьковская железная дорога взялась за наведение порядка


В аномально засушливое лето 2010 г. из 23 пожаров, возникших в заповеднике, 11 было связано с возгораниями на железной дороге. Но эти 50% возгораний дали 90% от площади всей пройденной огнем территории.




Ситуацию усугубляло то, что полоса отвода железной дороги не соответствовала как отраслевым требованиям, так и нормам пожарной безопасности в лесах, предъявляемым к линейным объектам. Лишь одну треть полосы отвода можно было считать условно проходимой и доступной для создания минерализованных полос, что заповедник делал с переменным успехом – самостоятельно или по договору с железной дорогой.

Гари и горельники – последствия пожаров 2010 г. – стали «пороховой бочкой», которую в прямом смысле пересекал «зажигательный шнур» в виде железной дороги.

В 2013–2016 гг. руководство заповедника постоянно обращало внимание на высокую пожароопасность этого места. Результатом данной работы стали обращения первых лиц республики к руководству железной дороги.

По требованию заповедника «Присурский» Горьковская железная дорога взялась за наведение порядка
В этот период произошло 20 возгораний в полосе железной дороги. 4 из 20 возгораний (20%) привели к пожарам на территории заповедника (общая площадь 21,5 га). Благодаря предварительной работе в тушении пожаров в заповеднике принимали участие не только работники заповедника, но и Лесопожарной службы Минприроды Чувашии, МЧС по Чувашии, ГКЧС Чувашии, соседних лесничеств (Кирского, Алатырского и др.).

В 2014 и 2016 гг. буквально за несколько дней до возгораний, перешедших в пожары, удалось прочисть от ветровала лесные дороги на гарях и в горельниках 2010 г. Если бы сотрудники заповедника предварительно не подготовили пути подъезда к опасным участкам, то пройдённая огнем площадь была бы значительно больше, а ущерб более серьезный.

Отношение руководства железной дороги к заповеднику меняется, но происходит это медленно и с большим трудом. На наши обращения и предложения стали реагировать – железнодорожниками в 2014–2015 гг. были выделены небольшие деньги на опашку в полосе отчуждения.

В 2014–2016 гг. после обращений к руководству Горьковской железной дороги, в наиболее пожароопасный период поезда на подъем стали ходить только в ночное время. Благодаря этому решению удалось избежать печальной судьбы 2010 г. и мая–июня 2014 г., когда от одного проходящего «тепловоза-поджигателя» возгорания происходили одновременно в нескольких удаленных друг от друга точках.

После череды возгораний в полосе железной дороги в мае–июле 2016 г. заповедник «Присурский» в очередной раз обратился к Горьковской железной дороге с требованиями соблюдения пожарных правил. Приятной неожиданностью стало известие о планировании масштабных мероприятий по наведению порядка в полосах отчуждения Горьковской железной дороги, пересекающих ряд федеральных ООПТ.

Помимо заповедника «Присурский» в этот перечень вошли Национальные парки «Мещера», «Смольный», «Мари Чодра». Наконец-то были запланированы работы не только по созданию минерализованных полос, но и очистка от подростка и горючих материалов в полосах отвода дороги. О масштабе этой проблемы для заповедника «Присурский» можно судить по таким данным: из всего объема запланированных работ 55 % площади, подлежащей расчистке, и 40 % протяженности очищаемых участков железной дороги приходятся на заповедник «Присурский», несмотря на его скромные размеры по сравнению с перечисленными национальными парками.

В настоящий момент полоса отчуждения железной дороги в основном очищена. К сожалению, только половина работы выполнена без нареканий – в полосе отвода чисто. Но не убраны порубочные остатки кустарника, не соблюдены нормы ширины полосы отвода. Надеемся, что эти недоделки будут устранены.

Тем не менее, в 2017 год мы смотрим со сдержанным оптимизмом. Очень верим, что теперь заповеднику будет легче прожить без пожаров.

Евгений Осмелкин, директор заповедника «Присурский»