По требованию заповедника «Присурский» Горьковская железная дорога взялась за наведение порядка |
Комиссия Казанского территориального управления Горьковской железной дороги (филиала ОАО «РЖД») приняла работы по приведению в эталонное санитарное состояние полосы отвода железной дороги, пересекающей заповедник «Присурский». Территорию Алатырского участка заповедника «Присурский» с юга на север пересекает неэлектрифицированный участок Горьковской железной дороги. Особенностью данного отрезка длиной в 15 км является то, что перепад высот составляет здесь около 100 м, а рельеф участка осложнен оврагами, ручьями, болотами. При движении на подъем тепловозы перегруженных составов выбрасывают в воздух раскаленные частицы, поджигая прилегающую территорию. Огонь переходит на земли заповедника, где тушение затруднено условиями рельефа (видео). В аномально засушливое лето 2010 г. из 23 пожаров, возникших в заповеднике, 11 было связано с возгораниями на железной дороге. Но эти 50% возгораний дали 90% от площади всей пройденной огнем территории. Ситуацию усугубляло то, что полоса отвода железной дороги не соответствовала как отраслевым требованиям, так и нормам пожарной безопасности в лесах, предъявляемым к линейным объектам. Лишь одну треть полосы отвода можно было считать условно проходимой и доступной для создания минерализованных полос, что заповедник делал с переменным успехом – самостоятельно или по договору с железной дорогой. Гари и горельники – последствия пожаров 2010 г. – стали «пороховой бочкой», которую в прямом смысле пересекал «зажигательный шнур» в виде железной дороги. В 2013–2016 гг. руководство заповедника постоянно обращало внимание на высокую пожароопасность этого места. Результатом данной работы стали обращения первых лиц республики к руководству железной дороги. В этот период произошло 20 возгораний в полосе железной дороги. 4 из 20 возгораний (20%) привели к пожарам на территории заповедника (общая площадь 21,5 га). Благодаря предварительной работе в тушении пожаров в заповеднике принимали участие не только работники заповедника, но и Лесопожарной службы Минприроды Чувашии, МЧС по Чувашии, ГКЧС Чувашии, соседних лесничеств (Кирского, Алатырского и др.). В 2014 и 2016 гг. буквально за несколько дней до возгораний, перешедших в пожары, удалось прочисть от ветровала лесные дороги на гарях и в горельниках 2010 г. Если бы сотрудники заповедника предварительно не подготовили пути подъезда к опасным участкам, то пройдённая огнем площадь была бы значительно больше, а ущерб более серьезный. Отношение руководства железной дороги к заповеднику меняется, но происходит это медленно и с большим трудом. На наши обращения и предложения стали реагировать – железнодорожниками в 2014–2015 гг. были выделены небольшие деньги на опашку в полосе отчуждения. В 2014–2016 гг. после обращений к руководству Горьковской железной дороги, в наиболее пожароопасный период поезда на подъем стали ходить только в ночное время. Благодаря этому решению удалось избежать печальной судьбы 2010 г. и мая–июня 2014 г., когда от одного проходящего «тепловоза-поджигателя» возгорания происходили одновременно в нескольких удаленных друг от друга точках. После череды возгораний в полосе железной дороги в мае–июле 2016 г. заповедник «Присурский» в очередной раз обратился к Горьковской железной дороге с требованиями соблюдения пожарных правил. Приятной неожиданностью стало известие о планировании масштабных мероприятий по наведению порядка в полосах отчуждения Горьковской железной дороги, пересекающих ряд федеральных ООПТ. Помимо заповедника «Присурский» в этот перечень вошли Национальные парки «Мещера», «Смольный», «Мари Чодра». Наконец-то были запланированы работы не только по созданию минерализованных полос, но и очистка от подростка и горючих материалов в полосах отвода дороги. О масштабе этой проблемы для заповедника «Присурский» можно судить по таким данным: из всего объема запланированных работ 55 % площади, подлежащей расчистке, и 40 % протяженности очищаемых участков железной дороги приходятся на заповедник «Присурский», несмотря на его скромные размеры по сравнению с перечисленными национальными парками. В настоящий момент полоса отчуждения железной дороги в основном очищена. К сожалению, только половина работы выполнена без нареканий – в полосе отвода чисто. Но не убраны порубочные остатки кустарника, не соблюдены нормы ширины полосы отвода. Надеемся, что эти недоделки будут устранены. Тем не менее, в 2017 год мы смотрим со сдержанным оптимизмом. Очень верим, что теперь заповеднику будет легче прожить без пожаров. Евгений Осмелкин, директор заповедника «Присурский»
|